ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Авторы

  • Г.С. Мерзликина Волгоградский государственный технический университет
  • Н.О. Могхарбел Волгоградский государственный технический университет
  • Т.Е. Кожанова Волгоградский государственный технический университет

Ключевые слова:

стратегическое управление, управление изменениями, малый бизнес, принципы стратегического управления

Аннотация

Статья посвящена формированию принципов стратегического управления в малом бизнесе. Стратегическое управление к настоящему моменту времени уже сформировалось в науку, многие научные изыскания, апробированные практикой, представлены в учебниках, формализованы методы, модели стратегического управления, систематизированы и классифицированы стратегии.  Однако, стратегии стали носить «демонстрационный» характер, стали формальными документами, которые составляют и затем забывают. Стратегическое управление традиционно рассматривалось только в крупных организациях (возможности, ресурсы), малый бизнес, признаваемый всегда короткоживущей бизнес-организацией ограничивал свои интересы оперативным и тактическим управлением. В статье обоснована необходимость стратегического управления в малом бизнесе, выявлено, что известные и традиционные методы и модели стратегического управления для малого бизнеса не применимы. Цель данного исследования – выяснить возможность использования стратегического управления в малом бизнесе и определить основные принципы управления. Выявлено, что управление изменениями сейчас наиболее востребовано, его можно рассматривать как новую бизнес-платформу стратегического управления. В статье представлен краткий обзор основных моделей управления изменениями; сделан вывод о возможности использования этих моделей в малом бизнесе. Предложено выделять оперативные, тактические и стратегические изменения; процесс управления стратегическими изменениями предложено определять процессом выявления стратегических потребностей и стратегических возможностей. В статье сформулированы десять принципов стратегического управления в малом бизнесе: обязательность формальной и четко структурированной стратегии, регулярность стратегического управления, обязательность стратегического мышления руководителя/собственника, возможность совмещения функций производственного и финансового управления, важность поддержания неформального характера осуществления власти, возможность стратегического управления на основе новой бизнес-платформы – управления изменениями, необходимость малым предприятиям  в условиях бережливого производства ориентироваться на максимизацию объема продаж, обязательность инновационного развития.

Список литературы

Mary K. Pratt. Сhange management. [Электронный ресурс]. URL: https://www.techtarget.com/searchcio/definition/change-management (дата обращения: 24.06.2024).

Skokan Karel, Pawliczek Adam, Piszczur Radomír Strategic Planning and Business Performance of Micro, Small and Medium-Sized Enterprises // Journal of Competitiveness. 2013. Vol. 5. Is. 4. P. 57-72. DOI: 10.7441/joc.2013.04.04.

Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 24.06.2024).

Abosede A. J., Obasan K.A., Alese A. J. Strategic Management and Small and Medium Enterprises (SMEs) Development: A Review of Literature. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irmbrjournal.com/papers/1460609149.pdf (дата обращения: 4.07.2024).

Tarryn Giebelmann Small business guide to change management. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sage.com/en-za/blog/small-business-guide-to-change-management/ 2021 (дата обращения: 7.07.2024).

Change Management Principles for Small Business. Сайт Microsoft 365 Team. [Электронный ресурс]. URL: https://www.microsoft.com/en-ca/microsoft-365/business-insights-ideas/resources/change-management-principles-for-small-business 2020 (дата обращения: 15.07.2024).

Астафьева О.Е., Гончаров И.Л., Моисеенко Н.А. Анализ опыта управления изменениями в организациях / Управление. 2020. Т. 8. № 3. С. 24-32. DOI: 10.26425/2309-3633-2020-8-3-24-32.

Болдырева Р.Ю., Михалева Е.П. Управление в условиях стратегических изменений // Экономические науки. 2023. № 1. С. 111-121.

Grant Shaw. 4 change management models for your small business. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cwbnationalleasing.com/en/blog/entry/4-change-management-models-for-your-small-business (дата обращения: 28.06.2024).

Богокин А. Контекстная природа стратегических изменений // Карьера. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/hr/126676-kontekstnaya-priroda-strategicheskih-izmenenii (дата обращения: 10.07.2024).

Гуськова Н.Д., Ерастова А.В., Никитина Д.В. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса // Регионология. 2021. Т. 29, № 2. С. 306-327. DOI: 10.15507/2413-1407.115.029.202102.306-327.

Гурина Д.О., Кондратьев Э.В. Особенности стратегического управления в малом бизнесе // Russian journal of management. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/19736/view (дата обращения: 15.07.2024).

Туренко Б.Г., Туренко Т.А. О новом подходе к формированию стратегии развития предприятий малого бизнеса // Известия БГУ. 2019. № 3. С. 484-490.

Beglaryan M.A. Peculiarities of implementation of management function in SME // Economics. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peculiarities-of-implementation-of-management-function-in-sme(дата обращения: 21.07.2024).

Рик Бохан. Малые предприятия должны быть динамичными, а не бережливыми? / Перевод: Д. Стариков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.industryweek.com/ (дата обращения: 20.07.2024).

Загрузки

Опубликован

26.08.2024

Выпуск

Раздел

Экономические науки