РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторы

  • Н.А. Сошин Удмуртский государственный аграрный университет
  • П.Б. Акмаров Удмуртский государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu12024427-434

Ключевые слова:

Сельскохозяйственная продукция в России, Цифровые технологии, Цифровизация сельского хозяйства, Эффективность производства, Конкурентоспособность, Инновационные технологии, Рынки сельскохозяйственной продукции, Исследование рынков, Производство сельскохозяйственных продуктов, Маркетинг сельскохозяйственной продукции, Анализ данных

Аннотация

Производство сельскохозяйственных продуктов является основой обеспечения жизненных потребностей человека и всегда останется востребованным в обществе, независимо от уровня развития технологий. Однако, в большинстве случаев, продажи аграрной продукции осуществляются по традиционным методам и технологиям, через устоявшиеся каналы и связи. А ограниченный уровень информированности и навыков работы с цифровыми инструментами сдерживают широкое применение современных цифровых технологий в развитии аграрного бизнеса. Цифровизация сельского хозяйства может автоматизировать и оптимизировать процессы, улучшить управление рисками и повысить конкурентоспособность предприятий. Доля использования «умных» технологий в России крайне низка в сравнении с другими странами, что открывает потенциал для внедрения технологий на основе цифровизации в отрасль сельского хозяйства. В статье проводиться анализ волатильности рынка сельского хозяйства. Высокие показатели волатильности говорят о том, что рынок быстро изменяется, из-за чего производителями следует активно внедрять цифровые технологии для более быстрого анализа ситуации на рынке и принятия управленческих решений. Например, бизнес-анализ сельскохозяйственных организаций помогает оценить обоснованность бизнес-плана, прогнозировать риск банкротства, анализировать имущественное положение и капитал, оценивать эффективность использования капитала и устойчивость предприятия в условиях цифровизации. Также сельскохозяйственный маркетинг играет важную роль в стабильном развитии организаций. Он в свою очередь предполагает использование цифровых маркетинговых инструментов. Целью исследования является рассмотрение уровня цифровизации сельского хозяйства в России, а также перспективных направлений цифровизации в сельском хозяйстве. Объектом исследования является цифровизация сельского хозяйства, а предметом исследования — ее влияние на эффективность производства и анализа.

Список литературы

Абдурахмонов Х.А. Актуальность применения бизнес-анализа сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12-2. С. 212-217.

Акмаров П.Б., Князева О.П., Сошин Н.А. Развитие RFID-технологий в животноводстве // Актуальные аспекты повышения племенных и продуктивных качеств животных: Материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры частного животноводства А. П. Степашкина, Ижевск, 25 октября 2022 года. Ижевск: Удмуртский государственный аграрный университет, 2022. С. 214-217.

Алетдинова А.А. Инновационное развитие аграрного сектора на основе цифровизации и создания технологических платформ // Иннов: электронный научный журнал, 2017. - №4 (33). [Электронный ресурс]. URL: http://www.innov.ru/science/ (дата обращения 25.12.2023).

Беляева А.А. Особенности маркетинговой деятельности предприятий сельскохозяйственной отрасли // Вестник молодежной науки. 2020. № 3 (25). С. 6.

Брянская О.Л. Особенности маркетинга сельскохозяйственной продукции // Наука без границ. 2018. № 1 (18). С. 15-20.

Гедиев К.Т., Клинцевич Р.И. Повышение эффективности отдельных продуктовых подкомплексов АПК региона на основе маркетинга взаимодействия // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 13. С. 42-48.

Гукасова А.В. Применение элементов современного маркетинга в управлении деятельностью предприятий российского АПК // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 16. С. 153-157.

Джакыпбеков К., Субанов Н.Ж. Пути совершенствования маркетинговых методов в сельском хозяйстве // Инновационная наука. 2016. № 1-1 (13). С. 56-59.

Диулина И.Е., Васильев М.П. Агромаркетинг: определяющие факторы и направления использования в сельскохозяйственном производстве // Скиф. 2017. № 14. С. 5-10.

Ерлыгина Е.Г., Яманов А.А. Особенности маркетинговой системы на предприятиях агропромышленного комплекса // Бюллетень науки и практики. 2020. № 5. С. 244-248.

Корякина Т.В. Маркетинговые аспекты управления развитием сельского хозяйства региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. № 179. С. 472-478.

Кошелева Т.В. Агромаркетинг: теория и практика применения // Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 101-108.

Кузубов А.А. Функционирование системы продовольственного маркетинга в сфере регионального аграрного бизнеса // RJOAS. 2017. № 7. С. 69-74.

Разорвин И.В., Бардасова Н.В. Управление институциональной маркетинговой системой в агропромышленном комплексе России // Вопросы управления. 2017. № 2 (45). С. 121-128.

Ковалева И.В. Маркетитинговые технологии оптимизации товарно-сырьевых рынков продукции сельского хозяйства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С. 60-63.

Кабаненко М.Н., Дуброва Л.И. Отраслевая и территориальная трансформация сельского хозяйства России // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 2. С. 527-542. DOI: 10.18334/eo.10.2.110152.

Чекарь В.Н., Кабаненко М.Н. Воспроизводство материально-технических ресурсов сельскохозяйственных организаций Ростовской области // TERRA ECONOMICUS. 2010. № 2-2. С. 169-176.

Рабаданов А.Р. Особенности маркетинга в сельском хозяйстве и в переработке сельскохозяйственного сырья // Вопросы структуризации экономики. 2005. № 3. С. 1-9.

Мурадова С.Ш., Лямин Б.М., Дудаков Г.С. Мерчандайзинг как инновационный инструмент торговой отрасли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 107-114.

Ковалева И.В. Продовольственный маркетинг как фактор развития кооперации в сельском хозяйстве // Вестник АГАУ. 2016. № 8 (142). С. 189-192.

Сошин Н.А., Акмаров П.Б., Князева О.П. Развитие рынка овощной продукции в условиях технологической трансформации экономики // Актуальные проблемы эффективного использования агрохимикатов и воспроизводства плодородия почв: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию доктора сельскохозяйственных наук, заслуженного работника сельского хозяйства Удмуртской Республики, почётного работника высшей школы Российской Федерации, профессора Александра Степановича Башкова, Ижевск, 15–18 ноября 2022 года. Ижевск: Удмуртский государственный аграрный университет, 2022.

Сошин Н.А., Акмаров П.Б., Князева О.П. Развитие цифровых инструментов аграрного предпринимательства // Инновационные решения стратегических задач агропромышленного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Удмуртского ГАУ. В 3-х томах. Том 1. Ижевск, 28 февраля – 5 марта 2023 года. Ижевск: Удмуртский государственный аграрный университет, 2023.

Опубликован

26.02.2024

Выпуск

Раздел

Экономические науки