ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ
DOI:
https://doi.org/10.25806/uu122023256-261Ключевые слова:
уровень доверия, защита прав потребителей, финансовый рынок, финансовая грамотность, поведенческий надзор, оппортунистическое поведениеАннотация
В ситуации повышенной неопределенности и структурной трансформации экономики России важно сохранить доверие потребителей и создать условия для предотвращения оттока денежных средств с финансовых рынков. В статье рассмотрена важность повышения уровня доверия населения финансовому рынку в условиях экономической нестабильности и реализации новых рисков. Сделан вывод о том, что уровень доверия зависит от устойчивости финансовой системы, особенно в кризисные периоды; развития недобросовестного оппортунистического поведения финансовых институтов; степени защищенности прав потребителей; уровня финансовой грамотности населения и доступности финансовых услуг для всех групп населения. Особое внимание уделено роли Банка России в области защиты прав потребителей через создание поведенческого надзора за деятельностью финансовых институтов. Результатом исследования стал вывод о том, что высокий уровень доверия потребителей может существовать только при нацеленности финансовых институтов на выстраивание долгосрочных отношений с потребителями, при одновременном росте защищенности населения от мошенничества и оппортунистического поведения субъектов финансового рынка и повышении финансовой грамотности.
Список литературы
Виды недобросовестного поведения участников финансового рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/protection_rights/np/ (дата обращения: 28.10.2023).
Информация по привлеченным и размещенным кредитными организациями средствам за 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/banking_sector/statistics/ (дата обращения: 27.10.2023).
Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения: 26.10.2023).
Мошенники стали чаще атаковать россиян. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/moshenniki-stali-chashche-atakovat-rossiyan/ (дата обращения: 26.10.2023).
Направления защиты прав потребителей финансовых услуг. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/117853/inf_note_jan_1921.pdf (дата обращения: 27.10.2023).
Обзор финансовой стабильности IV квартал 2022 года – I квартал 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/finstab/ofs/4_q_2022_1_q_2023/ (дата обращения: 27.10.2023).
Отчет о работе с обращениями январь – июнь 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/45194/2023_2.pdf (дата обращения: 28.10.2023).
Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/59796/Inf_note_dec_2718.pdf (дата обращения: 28.10.2023).
Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 97.
NPS-2023. Лояльность пользователей розничных банковских услуг. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/finansy/nps-2023-loyalnost-polzovateley-roznichnykh-bankovskikh-uslug/ (дата обращения: 27.10.2023).