ОЦЕНКА ПАССАЖИРОПОТОКА НА СКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ ОМСК-НОВОСИБИРСК В УСЛОВИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Авторы

  • Ю.А. Бердышева Сибирский государственный университет путей сообщения
  • М.Е. Корягин Сибирский государственный университет путей сообщения

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu11-22023681-688

Ключевые слова:

железнодорожный транспорт, скоростная магистраль, выбор способа передвижения, гравитационная модель, математическое моделирование, конкуренция

Аннотация

Рассматривается вопрос эксплуатации скоростных поездов между сибирскими городами. Проведен анализ источников по развитию ВСМ магистралей. В качестве примера выбран маршрут Омск-Новосибирск. На основе гравитационного подхода построена математическая модель оценки общего потока пассажиров между городами, на основе которой сделан прогноз об увеличении до 4 раз потока пассажиров при введении скоростного сообщения между городами. Построена  модель выбора способа передвижения пассажирами с различной оценкой стоимости своего времени, основанная на влиянии тарифов и экономии времени при передвижении на скоростных поездах. Модель показывает высокую чувствительность пассажиров к тарифам. Также разработана модель распределения пассажиропотоков в зависимости от частоты движения поездов. В модели учитывается время передвижения и время ожидания поездов. По результатам расчетов рекомендуется увеличить количество пар поездов на скоростной магистрали до 4.

Список литературы

Анисимов П.С., Иванов А.А. Высокоскоростные железнодорожные магистрали и пассажирские поезда. М: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. 542 с.

Беляева Е.Р., Бургат В.В. Подходы к определению эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Управленческий учет. 2021. № 2-2. С. 168-176.

Бердышева Ю.А. Особенности предоставления транспортных услуг населению на высокоскоростных магистралях // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 1 (60). С. 227-232.

Бердышева Ю.А. Оценка экономических и социальных предпосылок развития высокоскоростных магистралей в Сибирском федеральном округе // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2016. № 4 (32). С. 170-176.

Васюнина А.А. Экономическая эффективность реконструкции железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения: автореф. дис. … канд. экон. наук. Москва, 2008. 24 с.

Гасников А.В., Кленов С.Л., Нурминский Е.А. и др. Введение в математическое моделирование транспортных потоков. М: Московский центр непрерывного математического образования, 2013. 428 с.

Климова Е.В. Оценка экономической эффективности способов организации скоростного движения пассажирских поездов: автореф. дис. … канд. экон. наук. Новосибирск, 2015. 24 с.

Мишарин А.С., Евсеев О. В. Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2013. № 2 (45). С. 4-13.

Назаров А.С. Опыт запуска в России высокоскоростных поездов "Сапсан" и "Аллегро" // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2013. № 3 (23). С. 62-68.

Советов Б.Я., Сикерин А.В. Гравитационная и энтропийная модели потоков при территориальном планировании развития транспортной системы // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2016. № 8. С. 21-25.

Харина Е.В. Выбор рациональных мер по повышению скорости движения пассажирских поездов в условиях растущего объема грузовых и пассажирских перевозок: дис. … канд. тех. наук. Москва, 2004. 168 с.

Загрузки

Опубликован

01.12.2023

Выпуск

Раздел

Экономические науки